БУС_2_года_об._2022-23_гг_Нечаева_Л

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа «РИТМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
для группы базового уровня сложности
2 года обучения

Составитель:
Старший тренер-преподаватель
МУДО «ДЮСШ «РИТМ»
Нечаева Л. В.

Качканар
2022

1

Содержание
№ п/п
1.

Наименование
Пояснительная записка

Страница
3

Содержание программы

5

2.1.

Учебно-тематический план

5

2.2

Планирование подготовки

8

2.2.1

Теоретическая подготовка

8

2.2.2

Практическая подготовка

9

3.

Планируемые результаты освоения программы

12

4.

13

4.1

Организационно-педагогические условия реализации
программы
Материально-техническое обеспечение

4.2

Методическое обеспечение программы

14

5.

Воспитательная работа

17

6.

Перечень информационного обеспечения программы

19

6.1.

Список использованной литературы

19

6.2.

Интернет ресурсы

20

2.

1.

13

Пояснительная записка
2

Рабочая программа «Лыжные гонки» для группы базового уровня сложности второго года
обучения является основным документом, определяющим направленность и содержание
тренировочного и воспитательного процессов. Программа разработана и составлена в
соответствии с;
- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
- Приказом Министерства спорта РФ от 12.09.2013 N 731 «Об утверждении Порядка
приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области
физической культуры и спорта»;
- Федеральным Законом Российской Федерации «О Физической культуре и спорте в
Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ;
- Приказом Министерства спорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении
особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической
деятельности в области физической культуры и спорта»;
- «Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки»,
утвержденным приказом Министерства спорта РФ от 19 января 2018 года № 26
- Дополнительной предпрофессиональной программой в области физической культуры и
спорта «Лыжные гонки» МУДО ДЮСШ «РИТМ»;
- Уставом учреждения;
- Рабочей программой воспитания МУДО ДЮСШ «РИТМ» на 2021-2025гг.
- «Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного образования
детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва» / П. В. Квашук и др. - М.: Советский спорт, 2003. - 72 с.
Лыжный спорт является одним из наиболее популярных и массовых в нашей стране. Это
объясняется его большим прикладным значением. Широкая доступность (соревнования
проводятся во всех возрастных группах), захватывающая борьба на трассе, азарт – все это
способствует высокой популярности этого вида спорта.
Занятие лыжными гонками оказывает положительное воздействие на общее состояние и
физическую подготовленность ребенка, предъявляя высокие требования к организму: сердечнососудистой системе, нервно-мышечному аппарату; ко всем сторонам его психики: восприятию,
вниманию, памяти, мышлению. Занятия лыжными гонками способствуют формированию
морально-волевых качеств: добросовестности, настойчивости, смелости, решительности,
умению преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом, взаимопомощи,
организованности.

3

Занятия
современных

лыжным
детей,

спортом
в

компенсируют

результате

недостаточную

происходит

двигательную

предотвращение

многих

активность
заболеваний,

совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность
Цель программы: содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней
физической подготовленности и сохранению укреплению здоровья учащихся.
Задачи программы:
- укрепление состояния здоровья, отсутствие травматизма на учебно-тренировочных занятиях;
- привитие интереса к занятиям лыжным спортом;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного
применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- воспитание черт спортивного характера;
- формирование сплоченного детского коллектива, должных норм общественного поведения;
- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Адресат программы
К занятиям по программе базового уровня сложности 2 года обучения допускаются дети с
10 лет, желающие заниматься лыжным спортом, не имеющие медицинских противопоказаний,
успешно сдавшие контрольные нормативы по общей физической подготовке.
Продолжительность этапа базового уровня сложности 2 года обучения, минимальный возраст
лиц для зачисления, наполняемость групп.
Таблица №1

Этапы спортивной
подготовки
Базовый уровень
сложности второго года
обучения

Продолжительность
этапов (в годах)

Минимальный
возраст для
зачисления в
группы (лет)

Минимальная
наполняемость
групп
(человек)

Максимальное
кол-во чел в
группе

2 год обучения

10

12

16

Объем и сроки реализации программы
Срок реализации программы 1 год обучения, с 1 сентября по 31 мая, 46 недель - 276
часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятий составляет 2
академических часа, всего в неделю 6 академических часов. Продолжительность одного
академического часа - 40 минут. Занятия проводятся на лыжероллерной трассе «Звездочка», на
стадионе «Горняк», в манеже стадиона «Горняк», в спортивном зале «ДЮСШ «РИТМ».

4

2.

Содержание программы

2.1 Учебно-тематический план
Учебная нагрузка (46 недель)

Показатель учебной нагрузки
Количество часов в неделю
Общее количество часов в год
Количество занятий в неделю

Таблица №2

Базовый уровень сложности
Второй год обучения
6
276
3

При разработке учебно-тематического плана учтены основные требования по возрасту,
численному составу учащихся, объёму учебно-тренировочной работы по всем предметным
областям.
Базовый уровень рабочей программы предусматривает изучение и освоение следующих
обязательных и вариативных предметных областей:
Обязательные предметные области базового уровня:
- теоретические основы физической культуры и спорта;
- общая физическая подготовка;
- вид спорта (лыжные гонки).
Вариативные предметные области базового уровня:
- различные виды спорта и подвижные игры;
- специальные навыки;
- физкультурные и спортивные мероприятия (соревнования);
- самостоятельная работа (в каникулярное время);
- промежуточная аттестация.
Изучение и освоение предметных областей рабочей программы осуществляется в рамках
проведения

теоретических

и

(или)

практических

занятий,

включая

тренировочные,

физкультурные и спортивные мероприятия.
Изучение вариативных предметных областей совмещается с изучением обязательных
предметных областей полностью или частично. Вариативные предметные области дают
возможность расширения подготовки и получения учащимися дополнительных знаний, умений
и навыков.
При организации дистанционного обучения изучение и освоение предметных и
вариативных областей рабочей программы, осуществляется в рамках проведения теоретических
и (или) практических индивидуальных самостоятельных занятий с применением электронного
оборудования и дистанционных образовательных технологий. Конспекты тренировочных
занятий размещаются на сайте МУДО «ДЮСШ «РИТМ» в разделе «Дистанционное
5

обучение» Лыжные гонки. Занимающиеся на основании конспекта тренировочного занятия
самостоятельно

или

под

присмотром

родителя

(законным

представителем) выполняют физические упражнения, указанные в конспекте, соблюдая при
этом правила выполнения упражнений и нормы нагрузки, предусмотренные в конспекте, а
также методические рекомендации тренера и правила техники безопасности.
По завершении тренировки в домашних условиях занимающиеся/родители (законные
представители) сообщают тренеру по средствам электронного ресурса в родительских группах
WhatsApp и др. о выполненном тренировочном задании.
Учебно-тематический план
Таблица № 3

№ п/п

Наименование предметных областей/ формы учебной
нагрузки
Общий объем часов

Базовый уровень
сложности
2 год обучения
276

1.

Обязательные предметные области

1.1

Теоретические занятия

27

1.1.1

Теоретические основы физической культуры и спорта

27

1.2

Практические занятия

164

1.2.1

Общая физическая подготовка

81

1.2.2

Вид спорта «лыжные гонки»

83

2.

Вариативные предметные области

81

2.1

Различные виды спорта и подвижные игры

27

2.2

Специальные навыки

46

2.3

Физкультурные и спортивные мероприятия (соревнования)

8

3.

Самостоятельная работа

4.

Промежуточная аттестация

Выполняется в
каникулярный период по
индивидуальному
заданию тренера
4

6

Календарный учебный график группа базовый уровень сложности 2 года обучения

4.1

4

3

2.4

2.3

2.2 2.1

2.

1.2.2

1.2.1

1.2 1.1.1

Теоретические занятия
Теоретические основы
физической культуры
и спорта
Практические занятия
Общая физическая
подготовка
Вид спорта (включая
соревнования)
Вариативные
предметные области
Различные виды
спорта и подвижные
игры
Специальные навыки
Физкультурные и
спортивные
мероприятия
(соревнования

4 3 4 4 4 5 5 4 4 4 4 3 5 4 4 4
1 1 1
1
1
1
1
1
1

4 4 4 3 5 4 4 4 5 4 4 4 4 4 4 4 5 4 4 4 3 5 4 4 4 4 5
1
1
1
1
1
1 1 1
1
1
1
1 1 1
1
1к к к к к к

1 1

1 1 1
1
1
1
1
1
1
3 2 3 4 3 5 4 4 3 4 3 3 4 4 3 4

1
1
1
1
1
1 1 1
1
1
1
1 1 1
1
1к к к к к к
3 4 3 3 4 4 3 4 4 4 3 3 3 4 3 4 4 4 3 4 2 4 3 4 3 4 4

1 1
4 4 5

164

2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2

1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 1 2 2к к к к к к

2 2 3

81

81

1

2 2 2 1 2 2 2 2 3 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2

2 2 2

83

83

81

2 2 1 3 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2

2 2 2 2 2 2к к к к к к

5 191

2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 3 1 2 2 2

2 2 2 3 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1

1 1 1

1
1 1 1
1 1 1 1
1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1
1 1 1
1 1 1
1 1
1
1
1
1 1
к к к к к к
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1к к к к к к

1 1 1

1

1

1

Иные виды
практических занятий
1
1
Самостоятельная
работа *
Выполняется в каникулярный период по индивидуальному заданию тренера
Аттестация
2
Промежуточная
аттестация
2
ИТОГО

1

1

1

2
2

27 27

27

27

27

46

46

к к к к к к

4

4

к к к к к к

4

4

4
4

4

276 27 245

7

4

Каникулы **

Промежуточная аттестация

24-31
52

Практические занятия

17-23
51
5

Аудиторные занятия

10-16
50
5

Всего

27.07-2.08

03-09

20-26

22-28
43

13-19

15-21
42

47

08-14
41

46

01-07
40

29.06-5.07

25-31
39

06-12

18-24
38

45

11-17
37

Август

44

27.04-3.05

Июль

4-10

20-26
34

Июнь

36

13-19
33

Май

35

30.03-5.04

23-29
30

06-12

16-22
29

32

09-15
28

31

23.02-1.03

02-08

16-22
25

Апрель

27

09-15
24

Март

26

26.01-1.02

02-08
23

19-25

Февраль

22

22-28
17

12-18

15-21
16

21

08-14
15

20

01-07
14

29.12-4.01

24-30
13

05-11

17-23
12

19

10-16
11

18

27.10-02.11

Январь

03-09

20-26
8

Декабрь

10

13-19
7

Ноябрь

9

29.09-05.10

22-28

06-12

15-21

4

6

08-14

3

5

01-07

2

Октябрь

49

Обязательные
предметные области

Сентябрь

48

1.1 1.

Недели

формы учебной нагрузки

1

№ Наименование
п/п предметных областей/

Таблица №4

2.2 Планирование подготовки
2.2.1 Теоретическая подготовка
План теоретической подготовки этапа базового уровня сложности 2 года обучения
Таблица №5
№

1
2

3

Содержание занятий

Кол-во
часов

Теоретическая подготовка

27

История развития спорта

4

Место и роль физической
культуры и спорта в
современном обществе
Основы законодательства в
области
физической
культуры и спорта

Периоды учебно-тренировочных занятий
Сент.

1

4

5

Режим дня

3

1

6

Основы закаливания
организма

3

Всего часов

Февр.

Март

Апр.

1

Май

Июнь

Июль

Авг.

1

1
1

1

1

1

1

1

3
2

1
3

1

1

1

1

3

1

1

3

27

1
1

1

8

Янв.

1

1

3

Основы здорового
питания

Декаб.

4

Гигиена лыжника-гонщика

Здоровый образ жизни

Нояб.

-

4

7

Окт.

1

3

2

1
2

3

1

2

3

1
2

-

2

8

Теоретическая

подготовка

проводится

в

форме

теоретических

занятий,

а

непосредственно в спортивной тренировке она органически связана с физической,
технической, тактической, моральной и волевой как элемент практических занятий.
Теоретический материал изучается во время бесед, специальных лекций, просмотра
спортивных кино и видеофильмов, с использованием наглядных пособий, а также путём
самообразования.
В теоретические занятия программы включены темы: по истории развития спорта,
место и роль физической культуры и спорта в современном обществе; основы
законодательства в области физической культуры и спорта; гигиена лыжника-гонщика;
режим дня; основы закаливания организма; здоровый образ жизни; основы здорового
питания.
2.2.2 Практическая подготовка
Таблица № 6

Практические занятия

164

1.1

Общая физическая подготовка

81

1.2

Вид спорта «лыжные гонки» (включая соревнования)

83

2.

Различные виды спорта и подвижные игры

27

3.

Специальные навыки

46

4.

Физкультурные и спортивные мероприятия и соревнования

4

5.

Иные виды практических занятий

4

1.

Итого

245

Общая физическая подготовка (ОФП)
Основная задача общей физической подготовки (ОФП) – укрепление здоровья,
повышение общей работоспособности, гармоничное развитие двигательных качеств.
- строевые упражнения;
- разновидности ходьбы, бега, прыжков; передвижение на лыжах по равнинной и
пересеченной местности;
- общеразвивающие упражнения;
- гимнастические упражнения для развития физических качеств (координации, ловкости,
быстроты) без предметов и с использованием предметов и оборудования (набивные мячи,
гимнастические скамейки и лестницы, скакалки, резиновые амортизаторы);
- легкоатлетические упражнения: бег 30, 60, 100 метров, прыжки в длину, многоскоки,
метание;
- эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей и быстроты;
9

- циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
Вид спорта «лыжные гонки»
Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие специальных
двигательных качеств строго в соответствии с требованиями лыжного спорта и
особенностями соревнований по лыжным гонкам. Основные средства (СФП) –
передвижение на лыжах в разнообразных условиях и как дополнительные средства –
специальные подводящие и специально подготовительные упражнения.
- имитационные упражнения;
- кроссовая подготовка;
- ходьба с заданным темпом и дистанцию;
- комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой
выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Специальные навыки
Техническая подготовка осуществляется непрерывно в процессе занятий лыжными
гонками. Основное внимание уделяется обучению способам передвижения на лыжах.
- упражнения в бесснежный период:
1. Изучение стойки лыжника.
2. Имитация попеременного двухшажного хода без палок и с палками.
- подготовительные упражнения на снегу и на месте:
1. Надевание и снимание лыж.
2. Прыжки на лыжах на месте.
3. Передвижение приставными шагами в стороны на лыжах.
4. Способы поворотов на месте: переступанием, махом через лыжу, прыжком; и в
движении.
5. Спуски с горы,
6. Варианты подъемов в гору («елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим,
беговым шагом).
7. Варианты торможения («плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием,
падением).
8. Передвижение классическим ходом.
9. Основные элементы конькового хода.
Различные виды спорта и подвижные игры
Гимнастика: Подтягивания на высокой и низкой перекладине.
разгибание рук в упоре лежа. Поднимание туловища из положения лежа.

Сгибание и
Различные

висы на перекладине. Упражнения в смешанных и простых висах с различными хватами.
10

Смешанные упоры и различные передвижения в них на полу, гимнастических матах,
скамейках.
Легкая атлетика. Ходьба и бег: с изменением амплитуды и характера движений в
голеностопном, коленном и тазобедренном суставах; с различными положениями и
движениями рук, туловища и головы; с изменением темпа, направления движения,
быстрым и точным реагированием на сигналы, овладением пространственных и
временных ориентиров; в различных формах коллективного передвижения; с изменением
уклона рельефа местности, преодолением различных препятствий; ходьба в чередовании с
бегом

и

регулированием

физиологической

нагрузки

по

интенсивности

и

продолжительности на дистанции, соответствующей возрасту. Специальные беговые
легкоатлетические упражнения. Бег на короткие дистанции.
Прыжки. Пружинные движения ногами, подскоки, подпрыгивания. Спрыгивания и
разнообразные прыжки в глубину. Разновидности прыжков на одной и двух ногах в
сочетании с ходьбой и бегом. Прыжки с поворотом вокруг вертикальной оси, прыжки с
движениями рук и ног в полёте. Прыжки с ловлей и бросанием мячей. Прыжки в длину с
разбега. Прыжки в высоту с разбега. Упражнения с длинной скакалкой. Упражнения с
короткой скакалкой.
Метание и ловля. Подбрасывание и ловля мячей: различного веса и размера,
изменяя исходные положения, а также способы бросков и ловли.
Упражнения в жонглировании мячами. Метание мяча с разных дистанций и исходных
положений в горизонтальную и вертикальную цели удобной и неудобной рукой. Метание
малого мяча способом «из-за спины» через плечо с трех шагов разбега; с пяти; с семи.
Ручной мяч. Ведение мяча, ловля мяча, броски мяча, броски мяча левой и правой
рукой, броски мяча по воротам, двусторонняя игра по упрощенным правилам.
Футбол. Элементы футбольной техники. Удары по мячу ногой (левой и правой) на
месте и в движении, выполнение ударов после остановки, ведение мяча, остановка мяча,
овладение

простейшими

навыками

командной

борьбы,

двусторонние

игры

по

упрощенным правилам.
Подвижные игры. Индивидуальные, парные, коллективные игры. Игры с
использованием гимнастических, легкоатлетических движений. Различные подвижные
игры, эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с переноской, расстановкой и собиранием
различных предметов, лазаниями, комбинированные эстафеты.
Участие в соревнованиях
Участие в соревнованиях является обязательным условием для обучения по данной
программе.
11

Ранг соревнований

1.

2.

Таблица № 7
Базовый уровень сложности 2 года обучения

Групповой
Школьный

Соревнования по ОФП и
лыжным гонкам
(3-6 соревнования) см. таблицу №9

Городской

2

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам
подготовки на этапах спортивной подготовки
по виду спорта лыжные гонки
Таблица № 8
Разделы подготовки

Базовый уровень сложности
2 год
57

Общая физическая подготовка (%)
Специальная физическая подготовка (%)

19

Техническая подготовка (%)

13

Участие в соревнованиях (кол-во)

6-8

Календарь соревнований на 2022-2023 учебный год
Таблица № 9

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.

8.
9.
10.

Соревнования

Место проведения

Сроки проведения

«Кросс лыжников», посвященный памяти
тренера Поспеловой Л. В.
Соревнования по ОФП
Открытие лыжного сезона
Открытие лыжного сезона КГО
Открытое первенство КГО по лыжным
гонкам
Гонка памяти ветеранов лыжного спорта
КГО
Первенство ДЮСШ РИТМ по лыжным
гонкам, посвященные памяти МС тренера
Нечаева В. И.
Лыжня России - 2023
Квалификационные соревнования по
лыжным гонкам
Закрытие лыжного сезона КГО

ЛРТ «Звездочка»

Сентябрь 2022

Манеж «Горняка»
ЛРТ «Звездочка»
ЛРТ «Звездочка»
ЛРТ «Звездочка»

Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023

ЛРТ «Звездочка»

Февраль 2023

ЛРТ «Звездочка»

Февраль 2023

ЛРТ «Звездочка»
ЛРТ «Звездочка»

Февраль 2023
Март 2023

ЛРТ «Звездочка»

Март 2023

3. Планируемые результаты освоения программы
Основными критериями оценки занимающихся на этапе базового уровня
сложности 2 года обучения являются: регулярность посещения занятий, выполнение
контрольно-переводных

нормативов

по

общей

и

специальной

физической
12

подготовленности; освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с
программными требованиями; освоение теоретического раздела программы; отсутствие
медицинских противопоказаний для занятий.

Организационно-педагогические условия реализации программы

4.

4.1 Материально-техническое обеспечение
Оборудование и спортивный инвентарь
Таблица№ 10
№
п/п

Наименование

Единица измерения

Количество
изделий

Оборудование, спортивный инвентарь
1.

Лыжи гоночные

Пар

18

2.

Крепления лыжные

Пар

18

3.

Лыжные палки

Пар

18

4.

Станок

Шт.

2

5.

Утюг

Шт.

1

6

Футбольный мяч

Шт.

1

7.

Волейбольный мяч

Шт.

1

8.

Эспандеры лыжника

Шт.

10

9..

Конусы

Шт.

10

10.

Скакалки

Шт.

18

11.

Секундомер

Шт.

1

Обеспечение спортивной экипировкой
Таблица №11
№ п/п

Наименование

Единица измерения

Количество изделий

Пар

18

Спортивная экипировка
1.

Ботинки лыжные

13

4.2 Методическое обеспечение программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов. В большей
степени

используются

методы

обеспечения

наглядности

(показ

упражнения,

демонстрация наглядных пособий). Перед детьми ставится двигательная задача в
конкретной форме, с наглядным объяснением: поймать, догнать, прыгнуть через
препятствие.
При реализации программы используется методы: игровой, равномерный, круговой
тренировки, контрольный, соревновательный.
Для наиболее успешного освоения учебного материала на занятиях используются
следующие методические пособия и дидактический материал:


информационный стенд с «Правилами техники безопасности на занятиях по лыжной
подготовке», с расписанием занятий, с инструкцией по применению лыжных мазей и
подбору инвентаря;



карточки-задания для развития двигательных качеств;



карточки-задания для запоминания и выполнения элементов лыжной техники;



журналы «Лыжный спорт»;



картотека выдающихся лыжниках-гонщиках.

Формы контроля и оценочные материалы
Педагогический контроль осуществляется: посредством наблюдения во время
занятий; проведения тестировании; анализа уровня прироста физических качеств и
технической подготовленности.

Уровень развития физических качеств и технической

подготовленности оценивается по результатам участия в групповых и школьных
соревнованиях.

Уровень общей физической подготовленности определяется при

тестировании по ОФП, проводимого в начале и конце освоения программы. Критериями
успешности обучения служат положительная динамика уровня общей физической
подготовленности, определяемая по результатам тестирования по ОФП.

Врачебно-

педагогический контроль за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся
осуществляется совместно с врачом ДЮСШ РИТМ. Допуск к занятиям лыжными гонками
и участию в соревнованиях осуществляется при углубленном медицинском обследовании
в ЦГБ г. Качканар.
По завершении обучения по программе базового уровня сложности первого года
обучения учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний и выполнившие в конце
учебного года контрольно-переводных нормативы зачисляются в группу базового уровня
сложности второго года обучения.
Оценочные материалы
14

Оценка уровня развития физических качеств учащихся проводится по результатам
тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений.
Тестирование состоит из трех нормативов по общей физической подготовке
(ОФП).
Программа тестирования ОФП включает упражнения для определения уровня
развития следующих качеств: быстроты, выносливости, силы - бег 30 м, прыжок в длину
с места, подтягивание на перекладине, отжимание от гимнастической скамейки.
При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение
требований инструкции и создания условий для выполнения упражнений
1) Бег 30 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей) тестирование проводится на дорожке стадиона (манежа).
Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не
мешают друг другу. Разрешается две попытки. После 10-15 минутной разминки дается
старт. Критерием служит минимальное время.
2) Прыжок в длину с места (для оценки уровня скоростно-силовых и
координационных способностей) выполняется толчком двух ног со взмахом рук от линии
или края доски на покрытие, исключающее жесткое приземление. Выполняется три
попытки. Критерием служит максимальный результат.
3) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки (для
оценки развития выносливости и силовых качеств) (девочки)
Для выполнения упражнения необходимо принять положение упора руками на
гимнастической скамейке, руки на ширине плеч. После этого согнуть руки в локтях,
опустив при этом тело, коснувшись грудной клеткой до скамейки, фиксируя это
положение на 0,5 сек. После чего, напрягая тело, разогнуть руки, вернувшись в исходное
положение. Все это считается одним отжиманием. Пауза между повторениями не должна
превышать 3 секунд.
Подтягивание на перекладине (мальчики) выполняется из исходного положения вис хватом сверху. Подтягивание непрерывным движением до фиксации подбородка над
перекладиной.

После

опускания

в

вис

участник

самостоятельно

останавливает

раскачивание и фиксирует на 0,5 сек. видимое для судьи положение виса. Запрещается
сгибать руки поочередно, делать рывки ногами и туловищем, отпускать хват одной руки.
Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек.

15

Контрольно-переводные нормативы
для групп базового уровня сложности 2 года обучения на начало года
№

1.

2.

3.

Контрольное
упражнение

Бег 30м., сек.

Прыжок в длину с места
на 2-х ногах, см.

Сгибание и разгибание
рук в упоре лёжа
(девушки от гимнастич.
скамейки)
Подтягивание
(мальчики), раз.

Таблица № 12
Девочки
Год обучения
2-й

Баллы

Мальчики
год обучения
2-й

«5»

5.9

6.4

«4»

6.0

6.6

«3»

6.2

6.8

«5»

150

140

«4»

140

135

«3»

135

130

«5»

4

14

«4»

3

12

«3»

2

10

Контрольно-переводные нормативы
для групп базового уровня сложности 2 года обучения на конец года
№

1.

2.

3.

4

Контрольное
упражнение

Бег 30м., сек.

Прыжок в длину с места
на 2-х ногах, см.

Сгибание и разгибание
рук в упоре лёжа
(девушки от гимнастич.
скамейки)
Подтягивание
(мальчики), раз.
Лыжи, классический
стиль. 1 км, мин.

Таблица № 13
Девочки
Год обучения
2-й

Баллы

Мальчики
год обучения
2-й

«5»

5.4

5.9

«4»

5.6

6.1

«3»

5.7

6.3

«5»

170

160

«4»

150

150

«3»

160

140

«5»

6

16

«4»

5

14

«3»

4

12

«5»
«4»
«3»

7.30
8.30
9.30

8.30
9.20
9.50

Выполнение нормативов засчитывается при условии набора учащимися групп базового
уровня сложности 2 года обучения – 9 баллов, 3 года обучения – 12 баллов

16

5. Воспитательная работа
Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
Таблица № 12

№ п/п

Мероприятие
1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»,
традиционные мероприятия

Сроки

1.

Участие в месячнике дорожной безопасности

Сентябрь 2022

2.
3.
4.
5.

Участие в празднике «Посвящения в юные спортсмены»
Участие в «Дне снега»
Участие в «Дне защитника Отечества»
Организация и проведение внутришкольных соревнований по ОФП,
лыжным гонкам.

6.

Участие в «Дне выпускника»
2. Модуль «Одаренные дети»
Организация и проведение внутришкольных соревнований по ОФП,
лыжным гонкам

Октябрь 2022
Февраль 2023
Февраль 2023
Согласно
календаря
соревнований
Июнь 2023

1.

3.

Отбор лучших воспитанников

Согласно
календаря
соревнований
В течение
учебного года

3 модуль «Работа с родителями»
1.

Организация и проведение родительских собраний
Организация и проведение соревнований по ОФП и лыжным гонкам
на отделении

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Организация и проведение совместных праздников (Новый год, 8
марта, 23 февраля, открытие и закрытие лыжного сезона и др.)
Помощь в организации и участие родителей в общешкольных
праздниках и мероприятиях
Встречи, беседы с родителями
Диагностическое анкетирование родителей по удовлетворенности
образовательным процессом
Организация и проведение субботника на лыжероллерной трассе
«Звездочка»
Оказание помощи родителями при поездках на соревнования
областного и окружного уровня

4 Модуль «Здоровый
профилактика
1.

2.
3.

4.

образ

жизни,

Сентябрь 2022
Май 2023
Согласно
календаря
соревнований
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение года
Октябрь 2022
Сентябрь 2022
В течение
учебного года

безопасность,

Проведение инструктажей учащихся: правила поведения в
учреждении, по безопасности дорожного движения, при проведении
занятий по видам спорта, при посадке в автобус , противопожарный
инструктаж, по электробезопасности и др.
Участие в организации проведении углубленного медицинского
осмотра учащихся отделения в ЦГБ
Участие во всероссийском открытом уроке по безопасности
жизнедеятельности (инструктажи по технике безопасности с
учащимися)
Участие в объектовых тренировках по эвакуации детей при ЧС, на
случай пожара, при получении сигналов «Внимание ВСЕМ!»

В течение
учебного года
Согласно
графика ЦГБ
Сентябрь 2022
Согласно плана
основных
мероприятий
при ЧС на 202217

5.

«День здоровья»

2023гг
Сентябрь 2022

5 Модуль «Профориентационная работа»
1.

2.
3.
4.

Проведение бесед на спортивную тематику: истории развития
физической культуры и спорта, выдающиеся спортсмены, педагоги и
тренеры, труд тренера-преподавателя; физическая культура в жизни
замечательных людей; гигиена и самоконтроль при занятиях
физической культурой и спортом и др.
Индивидуальные беседы, диспуты, встречи со студентами,
выпускниками школы
Проведение регулярных сообщений о новостях спортивной жизни
Оказание помощи тренеру-преподавателю на тренировках и во
внеклассной физкультурно-массовой и спортивной работе проведение разминки, осуществление роли старшего в группе

В течение
учебного года

В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года

Индивидуальная работа с учащимися группы
1.

2.

Ознакомление учащихся с правилами внутреннего распорядка,
Уставом учреждения, режимом работы учреждения и др.
локальными актами
Встречи, беседы с учащимися.

В течение
учебного года
В течение
учебного года

6. Перечень информационного обеспечения программы
6.1 Список использованной литературы
Нормативные документы
1. ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.
2. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации
дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта (по циклическим,
скоростно-силовым видам спорта и многоборьям) и к срокам обучения по этим программам;
3. Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в
области физической культуры и спорта (Приказ Минспорта от 27.12.13. № 1125)
4. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической
культуры и спорта
5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки (Приказ от 14 марта 2013г. №111)
6. Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа «Лыжные гонки» МУДО ДЮСШ
«РИТМ».

Учебно-методическая литература:
6. Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/П.В. Квашук и др. – М.:
Советский спорт, 2005 – 72 с.
7. Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев. Олимпийская литература, 2001.
8. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр

18

«Академия», 2000. - 368 с.
9. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
10. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта. - М., 1990.
11. Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1976
12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000.

6.2 Интернет ресурсы:
Поисковые системы:
http://www.ya.ru/, http://www.yandex.ru/ – Яндекс
http://www.rambler.ru/ – Рамблер
Федеральный уровень:
http://www.cs-network.ru/ - Всероссийский портал общественно-активных школ
http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки РФ
http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»
http://kpmo.ru, http://ural.kpmo.ru – Комплексные проекты модернизации образования
http://school-collection.edu.ru/ - Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.fio.ru/ - Федерация Интернет Образования
http://www.minsport.ru/Министерство спорта Российской Федерации
http://www.olympic.org/ Олимпийский Комитет России
http://www russwimmirg.ru Международный Олимпийский Комитет
www.flgr.ru — федерация лыжных гонок России
http://www.skisport.ru/ - Журнал «Лыжный спорт»
Местный уровень:
http://www.admkgo.ru/ - Администрация Качканарского городского округа
http://uo.admkgo.ru - Управление образованием Качканарского городского округа
http://www.kachkanar.ru/ - Информационный портал Качканарского городского округа.
http://ritm.kgo66.ru – МУДО ДЮСШ «РИТМ»

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».